АБВГдейка

Структура занятия:

 - Артикуляционная гимнастика или разминка;

- Анализ звука (артикуляция, характеристика)

- Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком.

 - Составление схемы слова с изучаемым звуком.

- Физкультминутка - Анализ буквы.

- Чтение слогов и слов

- Различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков, занимательные упражнения на развитие психических процессов.

Программа занятий

Обучение дошкольников основам грамоты предполагает несколько этапов (ступеней), в зависимости от возраста детей, особенностей их психофизиологического развития.

На первом этапе (первой ступеньке грамоты) дети учатся обследовать звуковую структуру слова, определять, есть в слове заданный звук или его нет. Для этого ребенок должен научиться интонационно выделять заданные звуки. Что  позволяет выделить любой согласный звук, не разрушая структуру слова, а также вычленить звуки, расположенные в разной позиции в слове (первый, в середине и последний).

Интонационно выделяются только согласные звуки, так как при интонировании гласных слово распадается на части — слоги (ка-а-а-ша, лопа-а-а-та), а на первом этапе обучения важно, чтобы дети осознали не слоговую, а звуковую структуру слова.

Одновременно с формированием умения выделять звуки в словах детей учат называть звуки так, как они слышатся: например, в слове река первый звук [р’], в слове рука — [р], а в слове яблоко — [й’]. Благодаря этому дошкольники начинают различать на слух твердые и мягкие согласные звуки («большого и маленького братца»). Таким образом, создается база для обучения чтению: в основе механизма чтения — слияние согласного и гласного звуков. Ребенок, научившийся различать твердые и мягкие согласные звуки и правильно их называть, будет затем материализовать (обозначать) звуки соответствующими буквами.

Овладеть всем этим помогут предметные картинки. Например, воспитатель выставляет на доске (фланелеграфе) картинки с изображением жабы, журавля, ежа, ножниц, кружева, кружка, жирафа, жеребёнка, жука и предлагает детям произнести слова так, чтобы была слышна «песенка жука» — звук [ж]: жжаба, жжуравль, кружжево...

Для развития умения различать твердые и мягкие согласные-звуки воспитатель выставляет на доске (фланелеграфе) предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось — и предлагает детям на верхней планке выложить картинки, в названиях которых есть звук [с] («песенка большого насоса»), а на нижней — картинки, в названиях которых есть звук [с’] («песенка маленького насоса»). Ребенок называет предмет, произносит слово, выделяя звук [с] или [с’], и выставляет соответствующую картинку на доску.

Воспитатель может построить обучение в виде игры-загадки. На доске выставляются картинки, например: роза, бабочка, варежки, ковёр, корзина. Дети отгадывают, в каких словах-названиях есть звук [з] — «песенка большого колокольчика» (роза), звук [з’] — «песенка маленького колокольчика» (корзина), звук [р] — «песенка большого мотора» (роза, корзина, ковёр) и т.п. Таким образом, используя картинки, можно решить много обучающих задач в интересной для детей форме.

Учить детей интонационно выделять глухой звук [к] лучше не на отдельных словах, а на конкретном рассказе, выкладывая на фланелеграфе (одновременно с рассказом) нужные карточки. Например, воспитатель говорит: «Вышла Катюша рано утром из дома и видит: солнышко ярко светит (ставит на фланелеграф картинки с изображением девочки и солнышка), птички поют (выставляется картинка птички). Побежала Катюша на лужок. Много на лугу разных цветов: вот ромашка (картинка ромашки) с белой головкой, а в серединке у нее — маленькое солнышко. А вот белый одуванчик (картинка одуванчика). Он похож на белый комочек. Подуешь на него — и по лугу полетят белые пушинки-парашютики. А вот колокольчик (картинка колокольчика) закачается на ветерке и запоет свою волшебную песенку. А вот василек — гордый цветок (картинка василька).

Засмотрелась Катюша на цветы. Вдруг видит, что на колокольчик села красивая бабочка (картинка бабочки). Взмахнула Катюша рука ми, хотела поймать бабочку, а она вспорхнула и перелетела на ромашку (картинка бабочки переставляется). Пожалела Катюша бабочку, не стала ее ловить, а нарвала цветов и отнесла их маме».

Воспитатель обращает внимание детей на красивую картину, иллюстрирующую этот рассказ (в названиях всех предметов-картинок есть звук [к]), и произносит слова, интонационно выделяя звук [к]: Катюша, солньшКо, птичКа, ромашКа, КолоКольчиК, одуванчик, бабочКа, василёК. Затем дети по очереди подходят к доске, называют предмет, произносят слово с выделением этого звука и снимают картинку с фланелеграфа.

Картинки используются и как раздаточный материал. Например, в игре «Найди братца» детям раздают по одной картинке так, чтобы у двух детей слова-названия начинались с твердого и мягкого согласных звуков (1бабочка — бегемот [б — б’], кукла — кит [к — к’], лампа — лист [л — л’]...). По сигналу воспитателя дети и должны составить такие пары — найти «братца» к своему твердому или мягкому согласному звуку.

Другая игра «Найди товарища» проводится аналогично предыдущей. Дети, получив картинки, составляют пары так, чтобы слова-названия в паре начинались с одинаковых звуков (ведро — велосипед [в’ — в’], мяч — мишка [м’ — м’], яблоко — ёлка [й’ — й’]...).

В играх используются не только картинки, но и фишки. Например, в игре «Найди свой домик» двое детей получают по цветной фишке: один — синюю, другой — зеленую.  Они садятся в разных концах комнаты на стулья. Это домики, где живут «братцы». В синем домике живет «большой братец» — твердый согласный звук, в зеленом — «маленький братец» — мягкий согласный звук.

Остальным ребятам (они ходят по комнате) раздают по одной картинке. По сигналу воспитателя дети должны прибежать к синему или зеленому домику. К синему домику устремляются дети, у которых на картинке изображены слова, начинающиеся с твердого согласного звука, например: голубь, дом, заяц, ромашка, собака и т.п.; в зеленый домик направляются дети, у которых на картинке изображены слова, начинающиеся с мягкого согласного звука, например: велосипед, девочка, пирамидка, синица, петух и т.д.

Использование картинок позволяет воспитателю потренировать детей. Они называют слова, интонационно выделяя заданный звук, определяют характер этого звука (твердый или мягкий согласный), упражняются в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, в определении первого звука в слове.

Обучая детей определять первый звук в слове, воспитатель может предложить детям составить букет. Он раздает им картинки с изображением цветов. Ребенок называет цветок, выделяет первый звук, называет его, ставит картинку на фланелеграф.

Итак, на первом этапе у детей формируют умение интонационно выделять заданные звуки в слове и правильно их называть. В процессе обучения дошкольники узнают, что слов много, они состоят из звуков, все слова звучат, одни и те же звуки есть в разных словах; дети умеют определять протяженность слова (длинное, короткое), определять и называть первый звук слова, называть слова с заданным звуком. Знания, которыми овладевают дети на данном этапе обучения (первая ступенька грамоты, средняя группа детского сада), позволяют им перейти к звуковому анализу слов, воспитывают фонематический слух и речевое внимание, что необходимо для дальнейшего обучения грамоте. Благодаря этому ребята не будут пропускать буквы в словах при письме. Как правило, при овладении письмом это одна из самых распространенных ошибок.

На втором этапе (второй ступеньке) обучения грамоте дети учатся ориентироваться в звуковой системе языка, т.е. проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры: последовательно интонационно выделять звуки слова, называть каждый и материализовать его (обозначать фишками) в виде схемы звукового состава слова. Она состоит из клеточек, количество которых соответствует количеству звуков в слове. Сначала все звуки обозначаются (материализуются) фишками желтого цвета, которые еще не характеризуют звуки (гласные, согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).

Например, при звуковом анализе слова мак ребенок действует следующим образом:

  • произносит слово, выделяя первый звук — ммак, называет его — [м], ставит желтую фишку в первую клеточку;
  • ведет указкой под клеточками схемы, останавливает ее под второй клеточкой и долго произносит второй звук — мааак, воспроизводит его — [а], обозначает желтой фишкой;
  • ведет указкой («читает») под клеточками схемы, останавливает ее под третьей клеточкой и громко, четко произносит последний звук — маК, называет его — [к], обозначает желтой фишкой;
  • читает слово, ведя указкой под клеточками схемы.

Отвечающий работает у доски по картинке с изображением мака, со схемой слова-названия, используя большие фишки. Остальные дети занимаются за своими столами с аналогичными картинками, маленькими схемами и маленькими фишками в своей тетради «Первые шаги по ступенькам грамоты».

Подобным образом дети разбирают слова мак, дом, дым, лук, лес, кит, в которых есть все гласные звуки (а, о, ы, у, э, и).

После этого воспитатель называет гласные звуки а, о, ы, у, э, и и объясняет, что их можно долго потянуть, крикнуть, спеть, ничто не мешает при их произношении. Гласные звуки дети обозначают теперь фишками красного цвета.

Затем дети получают задание провести звуковой анализ слова роза (гласные звуки обозначить красными фишками, а звуки [р] и [з] — желтыми).

На следующем занятии дошкольники разбирают сразу два слова: луна и лиса. Сначала согласные звуки они обозначают желтыми фишками, а гласные — красными. Далее воспитатель предлагает назвать первые звуки этих слов — [л], [л’]. Дети отвечают, что звук [л] — «большой братец», а [л’] — «маленький братец» (это они усвоили на первом этапе обучения). Воспитатель рассказывает, что «большие братцы» — это твердые согласные звуки, их надо обозначить синими фишками, а «маленькие братцы» — мягкие согласные звуки, их нужно обозначить фишками зеленого цвета. Дети заменяют желтую фишку (первый звук) в слове лиса на зеленую, а в слове луна на синюю. Звуки [с] и [н] в этих словах — «большие братцы» — твердые согласные звуки; поэтому желтые фишки дети заменяют синими.

В результате этой работы получаются модели слов: луна — синяя, красная, синяя, красная фишки (твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный звуки); модель слова лиса — зеленая, красная, синяя, красная фишки (мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный звуки). Подобная модель отражает не только количество звуков в слове, но и их характер (твердый или мягкий согласный звук, гласный звук).

Воспитатель рассказывает детям, что есть согласные звуки, которые звучат почти одинаково: одни громче — звонкие согласные, другие глухо — они состоят из шума — глухие согласные. Например пары звуков: [б]-[п], [б’]-[п’], [з]-[с], [з’]-[с’] и др. Для обозначения звонких твердых согласных сверху синей фишки можно положить синюю фишку с колокольчиком.

На следующем занятии дети разбирают слово сани по схеме. Так можно рассмотреть все слова, в которых четыре звука. Демонстрационная картина-схема остается. После разбора слов сани, утки, аист, лист, слон, юла, паук демонстрационные картины-схемы надо снять, работа у доски продолжается только по схемам. При разборе пятизвуковых слов мишка и мышка вновь используются демонстрационные картины-схемы (дети работают в своих тетрадях с аналогичной картинкой- схемой с пятью клеточками). Слова слива, замок, лейка, речка, школа рассматриваются только по схемам (на доске и в тетради ребенка).

На этом (втором) этапе обучения дети узнают также, что в каждом слове есть ударный гласный звук (он произносится в слове дольше всех других гласных звуков), учатся его определять. Ударный гласный звук обозначают черной фишкой (ее ставят за красную фишку, обозначающую гласный звук). Звуковой анализ таких слов, как мама, мука, игла, позволит закрепить умения выделять ударный гласный звук.

Таким образом, на втором этапе обучения (вторая ступенька грамоты, старшая группа детского сада) дошкольники овладевают умениями проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соответственно их материализовать фишками.

На третьем этапе обучения (третья ступенька грамоты, подготовительная группа детского сада) детей нужно познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. Буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных звуков, а буквы я, ё, ю, и, е — после мягких согласных звуков. Буквы я, ё, ю, е имеют два звука, первый из которых — всегда мягкий согласный звук [й’]. Соответственно звуки этих букв — [й’а], [й’о], [й’у], [й’э].

По мере того как дети узнают гласные буквы, которые прилагаются в разрезной азбуке, они кладут их в специальный «кармашек»-конверт, коробочку или кассу гласных. Гласные буквы — красные, так как ранее гласные звуки обозначались красными фишками.

Дошкольники знакомятся с гласными буквами всегда в процессе звукового анализа слов. Например, при разборе слова Алёна называют одинаковые гласные звуки [а, а], их можно обозначить буквами. Последний звук этого слова — [а] обозначен буквой а (маленькой), а первый звук слова — с него начинается имя девочки — большой буквой — А.

В слове мяч звук [а] после мягкого согласного звука обозначается буквой я. В слове Яша звуки [й’а] обозначают буквой я.

Гласные буквы изучаются в такой последовательности: а, я, (я — йотированная функция — у этой буквы два звука); о, ё (ё — йотированная функция); у, ю (ю — йотированная функция); ы, и, э, е (е — йотированная функция). На этом этапе обучения разбираются следующие слова: кран, Алёна, мяч, лягушка, Яша, роза, мясо, полка, свёкла, тёрка, ёлка, груша, сумка, лук, люк, утюг, юла, Юра, клюв, рыба, шар, мышка, мишка, игрушка, эхо, люстра, лес, белка, ель, Емеля.

Очень важно, чтобы дети хорошо усвоили правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков, так как от этого в основном зависит овладение чтением (произношение согласного звука в зависимости от следующей гласной буквы). Так, буква м обозначает два звука — звук [м] — твердый согласный и звук [м’] — мягкий согласный, например в слогах ма и мя. В слоге ма согласный звук произносится твердо, так как за буквой м следует а, которая пишется после твердых согласных звуков. В слоге мя первый звук — согласный — произносится мягко, так как после м стоит буква я, которая пишется после мягких согласных звуков. Если дети плохо усвоят правила написания гласных букв, они будут читать побуквенно: мэа, мэя.

На четвертом этапе обучения (четвертая ступенька грамоты, подготовительная к школе группа) проводятся занятия по формированию у детей ориентира на гласную букву при чтении. С этой целью в методику введена работа по словоизменению.

При словоизменении (замене только одной гласной буквы) получается новое слово или звукосочетание. Дети разбирают трехзвуковые слова, согласные звуки обозначают желтыми фишками, а не зелеными или синими, чтобы не рассматривать характер согласного звука.

Например, ребята сначала выкладывают из желтых фишек и гласной буквы слово бык. Затем они называют третий, первый звуки, гласную букву (нельзя называть звуки по порядку их следования в слове, так как дети могут начать читать побуквенно). Воспитатель предлагает заменить букву ы на букву а и прочитать новое слово бак. Далее букву а нужно заменить на букву о и прочитать другое слово.

Получилась «цепочка» из трех слов: бык — бак — бок. В этой ситуации, когда согласные звуки не меняются, у ребенка вырабатывается ориентировка на гласную букву.

Сначала дети составляют «цепочки» слов, в которых при замене одной гласной буквы получаются новые слова. Воспитатель предлагает ребятам составить другие «цепочки» из двух-трех слов. Например: сок—сук—сак;  сын — сон; дом — дым — дам; пол — пил — пел; лук—люк—лак; кот — кит. Затем задание усложняется: сделать «цепочку», в которой при замене гласной буквы получаются целый ряд звукосочетаний. Если дети прочитают эти звукосочетания, значит, у них сформирован ориентир на гласную букву. А это и есть механизм чтения.

Например, дети выкладывают в своей тетради слово мал. Затем берут по сигналу воспитателя полоску с гласными буквами, которые написаны вертикально в такой последовательности: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е, передвигают полоску и каждый раз прочитывают слова и звукосочетания: мал, мял, мол, мёл, мул, мюл, мыл, мил, мэл, мел.

Еще раз подчеркнем, что этот этап обучения особенно важен, так как именно здесь формируется механизм чтения — ориентировка на гласную букву.

На пятом этапе обучения (пятая ступенька грамоты, подготовительная группа детского сада) дети знакомятся с согласными буквами и овладевают навыками слогового и слитного чтения, учатся выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Согласные буквы вводятся в такой последовательности: м, н, р, л, г, к, с, з, ш, ж, д, т, ь (смягчающая функция для предыдущего согласного звука), п, б, в, ф, й, ч, щ, ц, х, ь (разделительная функция), ъ.

Каждое занятие на пятом этапе включает: выкладывание слов и предложений; чтение слогов с буквами м, н, б, п, г, к, з, с, р, л с использованием на четырех занятиях специального пособия «Окошки»; чтение слов, предложений и текстов.

На первом таком занятии пятого этапа обучения дети выкладывают слова мама и мимо. Слово мимо надо произносить так, чтобы дети услышали в конце звук [о]. Они называют согласные звуки в двух словах [м, м; м’, м] и узнают, что твердый согласный звук [м] и мягкий согласный звук [м’] обозначаются буквой м (мэ). Дети заменяют синие и зеленую фишки на буквы, получаются слова, состоящие только из букв; они их прочитывают после звукового анализа. Но это еще не собственно чтение, так как эти слова детям известны. Таким образом дошкольников знакомят с согласными буквами, правилами написания слов и предложений, закрепляют правила написания гласных букв после мягких и твердых согласных звуков. Благодаря этому дети работают с достаточно сложными грамматическими конструкциями.

На втором занятии пятого этапа (занятие № 23) ребята разбирают слово Нина, называют согласные звуки [н’, н], которые обозначаются буквой и (нэ), заменяют фишки на буквы, прочитывают слово.

При ознакомлении детей с согласными буквами необходимо обращать их внимание на то, как написана буква, поскольку на каждом занятии вводится новая согласная буква. В результате замены фишек буквами получаются сначала слова, а затем и предложения, полностью выложенные из букв.

По мере знакомства с согласными буквами выкладываются следующие слова и предложения:

Мы уже писали, что дети читают слоги с согласными буквами м, н, б, п, г, к, з, с, р, л через «Окошки» (специальное пособие). Воспитатель на демонстрационном образце «Окошек» показывает детям, как надо работать с ним, а ребенок на своем образце повторяет. В паре читаемых с помощью «окошечек» слогов с одной согласной меняется только характер звука (твердый и мягкий согласные), а гласный звук не меняется: слоги ма — мя — звуки [ма — м’а], т.е. звук [а] в обоих слогах; слоги му — мю — звуки [му — м’у], т.е. звук [у] в обоих слогах; слоги мо — мё — звуки [мо — м’о], т.е. звук [о] в обоих слогах; слоги мэ — мв — звуки [мэ — м’э], т.е. звук [э] в обоих слогах. И т.д. Исключение составляют слоги с буквами и, ы: ми — мы — звуки — [м’и — мы], т.е. звуки разные [и] и [ы]. И т.д.

Такой способ облегчает чтение слогов. Но можно использовать и другие приемы, учитывая трудности, которые испытывают некоторые дети при чтении слогов с помощью «окошечек». Например:

Воспитатель называет гласную букву, а ребенок читает слог (а — ма, я — мя...). Это ориентирует его на гласную букву.

Воспитатель просит ребенка произнести первый звук твердо. Ребенок читает: «Ма». Затем воспитатель просит произнести первый звук мягко. Ребенок читает: «Мя»...

Если ребенок недостаточно усвоил правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков или не запомнил гласные буквы, воспитатель называет гласную букву и поясняет, как надо произнести предшествующий ей согласный звук: «Я — первый звук произноси мягко». Ребенок читает: «Мя».

Дети, легко справляющиеся с заданием, могут помочь товарищу преодолеть трудности в чтении слогов.

Однако продолжительное чтение слогов по «окошечкам» может привести к закреплению слогового чтения. Поэтому на этом же (пятом) этапе, после овладения умением читать слоги по «окошечкам», детям следует предлагать блоки из нескольких слогов с новой согласной буквой или из слов, предложений, связных текстов. Перед ребенком появляются новые задачи. Вначале дети сами составляли слоги, и это ориентирует их на гласную букву. В заданном тексте ребенок смотрит сначала на первую букву, но не может назвать звук (характеризовать его как мягкий или твердый согласный звук), так как надо посмотреть на следующую за ним гласную букву и вспомнить правила ее написания после согласного звука. Воспитатель помогает ребенку справиться с заданием, если возникают трудности.

Столбики слов для чтения в книге «Читаем сами» напечатаны таким образом, чтобы в каждом из них были слова одной звуковой структуры (трехзвуковые слова, слова со стечением согласных, слова с открытыми слогами и пр.). Такое расположение материала предполагает индивидуальную работу с детьми. Например, первое слово в столбике произносит ребенок, овладевший чтением, второе читает ребенок, испытывающий незначительные трудности, третье и последующие читают те, кто только овладевает чтением.

Очень важно, чтобы дети с одного раза понимали смысл прочитанного. Поэтому если в тексте есть незнакомые слова, нужно объяснить их значение до чтения.

На каждом занятии все дети должны читать хотя бы по нескольку слогов или слов. При этом остальные ребята должны активно следить за тем, как читает их товарищ. Это требует от воспитателя большого педагогического мастерства. Благодаря такой методике возможно ровное овладение чтением всеми детьми.

На пятом этапе обучения воспитатель также предлагает детям поставить ударение в словах (столбики (таблицы) этих слов даны в книге «Читаем сами»).

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

2.2. Программные задачи и их поэтапная реализация

Средняя группа 4-5лет

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Они получают знания об основных законах речи:

  • речь состоит из слов;
  • слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
  • I


    слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие); в они звучат (состоят из звуков);
  • слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
  • из слов можно составлять предложения;
  • звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше ([р], [р’]; [с], [с’]...) или резче, четче ([б], [б’], [г], [д’]...) других звуков ([н], [Н’], [к], [к’], [т], [т’]...).

При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя, значит, ему самому придется овладеть такими умениями.

Чтобы сформировать у детей полноценное умение интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

  • звук выделять на фоне слитного произнесения слова;
  • после того как звук выделен, назвать его изолированно, так, как он слышится в слове (мяч — 1-й звук [м’], мак— 1-й звук [м], ель — 1-й звук [й’]);
  • интонационно выделять гласные звуки не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
  • словесный материал подбирать таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине слова, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж— [й’ош], мороз — [морос]...).

Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук [р] — песенка большого мотора, [р’] — маленького; звук [с] — песенка большого насоса, [с’] — маленького насоса; [ж] — песенка жука; [ш] — песенка ветра... Например, детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р) или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Термины при этом пока не используются: парные согласные звуки дети называют «братцами»: твердый согласный — большой «братец», мягкий согласный — маленький «братец», а одинаковые согласные звуки они называют «товарищами».

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь- съ-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими колокольчиками (з-з-з), а затем маленькими (зъ-зь-зь). Эти умения закрепляются в играх, когда играющие называют «братца» заданного звука или подбирают предметные картинки, в названиях которых есть «звуки-товаршци» {маги-шина, ш-шиш-шка, малыш-ш-ш).

В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Например, предлагается задание составить на фланелеграфе «букет» из различных цветов. Вызванный ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка — р-р-ромашка — [р]; василёк — Василёк — [в], лилия - л-лилия — [л’].

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитываются фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

Старшая группа 5-6 лет

Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ ПРОСТЕЙШИХ СЛОВ

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жууук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово помогает картина-схема его звукового состава. На ней изображены рисунок — предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки — и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками-палочками по своим схемам и задерживая указки в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово звучит как ммак, то [м], а если Кит, то [к’]), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой под схемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (мааак — [а], кииит — [и]) и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — желтыми.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем дети сами делают это с помощью воспитателя. Для этого к доске можно вызвать одного ребенка, который найдет все звуки слова. Можно вызывать детей на каждый звук по очереди: один ребенок находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой — находит второй звук и т.д. Остальные дети повторяют задание в тетради «Первые шаги по ступенькам грамоты».

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука ([ма], [рэ] и т.п.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Дети узнают, что этим «необыкновенным» звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах: мак — гласный звук [а], лук — [у], дом — [о], лес— [э], кит — [и], дым — [ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с помощью воспитателя «проверяют» все гласные звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том, что «необыкновенным» звуком в слове является, например, звук [л] или [с] и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваиваются дошкольниками. Найдя все шесть «необыкновенных» звуков, воспитатель говорит, что эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками и, разбирая слова, обозначать их нужно не желтой, а красной фишкой.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков [м], [м’] «мешают» губы; [с], [с’], [з], [з’] — «мешают» зубы и т.д. В форме загадок детям предлагается определять, что «мешает» произносить разные звуки. При этом воспитатель наряду с согласными звуками подбирает для загадок и гласные. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть [ммм], громко крикнуть [ррр], и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при их произнесении во рту встречаются преграды, а другие звучат глухо [ссс], [шшш]. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и маленького «братцев». Поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец»—твердый согласный звук, а маленький — мягкий согласный звук; твердый согласный будет обозначаться синей фишкой, а мягкий — зеленой. Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «звонкий согласный», «глухой согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки [ж], [ц], [ш] не имеют мягкой пары (маленького братца), а у звуков [й’], [ч’], [щ’] нет твердой пары (большого братца).

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой действительности языка. Примерно в то же время картины-схемы на столах у детей заменяются схемами звукового состава слова, полосками-клеточками без рисунков.

УДАРНЫЙ СЛОГ И УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения

с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его смысл (замок — замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пятизвуковых слов типа мишка, слива, замок. Вводится также звуковой анализ шестизвукового слова (газета). В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением, учатся составлять предложения из 2-4 слов. Дети делят предложения на слова, называют ш по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С ш помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определяй его качественные характеристики пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связна; речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры.

«Назови слова». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в лове, различению звуков в словах ю их качественному звучанию.

Методика игры такова: воспитатель предлагает детям назвать слова каким-нибудь звуком, например [р], : произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженое, самоварр и т.д. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку-игрушку, чтобы потом можно было их подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое действие, превращающее упражнение в дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук [р’]». Дети называют: ррис, беррёза, бррюки, ррека и т.д. Снова за каждое правильное слово ребенок получает награду. В конце игры количество фишек-игрушек подсчитывается и определяется победитель. Если ребенок ошибается, воспитатель обязательно должен эту ошибку анализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное репсом, показать, что в нем нет нужного звука. Ни один неверный ответ не должен остаться без внимания.

Игра «Назови слова» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно первый, в середине слова, последний. Игре можно придать тематическую направленность: предложить приготовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука [к] (игра «Обед»), или отправиться в магазин и купить предметы для новой квартиры, в названиях которых есть звук [р] (игра «Новая квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук [м] (игра «Мамина сумка»).

Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку: подбирая слова, они ориентируются только на классификационную группу, но забывают о том, что называемые ими слова должны содержать определенный (заданный) звук. Так, подбирая названия предметов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержит звук [р], и слова стол, шкаф, холодильник и т.п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое ошибочное слово, показав детям, что в нем отсутствует заданный звук, и вновь повторить задачу.

Игру «Назови слова» можно проводить в виде соревнования между рядами. Результаты учитываются при помощи значков, которые воспитатель ставит на доске мелом за каждое верно названное слово. Для этого доска делится на части по числу рядов в группе. В конце игры значки подсчитываются и определяется ряд-победитель, который получает награду (флажок или вымпел).

Игра с заданиями, или игра со звуками слова, проходит через весь курс обучения грамоте. Задача ее — закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова.

После того как слово будет разобрано у доски и на столах у детей в их тетрадях, воспитатель предлагает поиграть со звуками этого слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их можно разными способами в зависимости от уровня подготовки группы.

Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обозначать. Например: «Наташа будет первым «звуком» в слове дом—«звуком» [д]. Иди, Наташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя — второй «звук» в слове дом — «звук» [о]. Последним «звуком» в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты «звук»? — [м]». Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и взять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на помощь.

Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, становится этим «звуком».

После того как все вызванные дети возьмут из схемы слова фишки, они должны встать у доски так, чтобы составить анализируемое слово. Воспитатель проверяет правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его.

Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает детей подойти к нему. Здесь также используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет 2-й звук в слове, 1-й, 3-й). И наоборот. Называть звуки слова или их порядковые номера можно по порядку и вразбивку. В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания несложны и однообразны. По мере того как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля — 1-й гласный звук в слове миска. Витя — 2-й гласный. Катя — 1-й твердый согласный. Слава — 2-й твердый согласный. Настя—мягкий согласный». Или: «Лена — ударный гласный звук в слове сахар. Коля — безударный гласный» и т.д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым детям, более сложные — сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и встают в нужной последовательности. Остальные дети у себя за столами (в тетрадях) проверяют правильность построения слова.

Если слово составлено неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо встать, чтобы получилось слово жук».

В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем сами дети). Например: «Звук [л’] (слово лист), покружись. Звук [с], отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук [т], назови пару своего звука. Звук [и], назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка)». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным [о] и т.п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.

Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова и садится на свое место.

Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закреплению умений различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, называть парные твердые и мягкие согласные звуки (игры «Назови пару», «Назови звук», «Отгадай, какой звук», «Назови братца» и др.). Описание их дается в играх-занятиях. Можно варьировать такие игры или придумать другие по теме занятия.

Достаточно сложна для дошкольников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой — закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего, например: жук—куст—трамвай—якорь—репка—апельсин и т.д. Эта игра вводится тогда, когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

Представление детей о звуковой структуре слова закрепляется в игре «Угадай-ка». В процессе игры дошкольники должны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с моделью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадайка» предлагается детям после того, как они достаточно прочно усвоят звуковой анализ слова.

Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

Предложенные дидактические игры помогают дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике